img03 2Степан Петрович Филиппов, 1930 г.р., житель нашего города, участник боевых действий, вся сознательная жизнь которого связана с Дунаем.
Семья Филипповых родом из Винницкой области, село Журавлёвка Барского района. Мать – Софья Филиппова умерла еще до начала войны. Отец – Петр, спасая своих четверых детей от голода, перевез семью из Винницкой области в Грузию, в город Боржоми, где устроился работать кочегаром в одном из санаториев и получил

маленькую комнату в подвале. Главврач санатория, пожалев детей, поставил их на довольствие. Девочки помогали на кухне и санитаркам, Степан и его старший брат – по двору.
    Лето 1943 года. Курортный город Боржоми Грузинской ССР. Все санатории и дома отдыха переданы под госпитали. В одном из них был организован восстановительный батальон, где выздоравливающие проходили переподготовку. Строевые марши, занятия военных моряков привлекли внимание местных мальчишек, среди которых был и только что окончивший 6-й класс Степан. Каждый раз, сопровождая марширующих, он пристраивался в конец колонны, стараясь попасть в такт. Завязались знакомства, появились привязанности. И когда моряки предложили ему идти вместе с ними бить врага – не раздумывая согласился. Ничего не сказав отцу и сестрам, бежал в Сочи, где базировался 7-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота. Моряки пристроили беглеца на один из морских «охотников», командир которого дал задание боцману одеть и обучить новоиспеченного юнгу выживанию на море и сигналопроизводству.
    Из воспоминаний Степана Петровича: «Учили меня жестко. Брали меня за руки и ноги, раскачивали и бросали в воду. Следом прыгал кто-то из наставников и топил меня. Нахлебаюсь бывало воды, до слез обидно, но наука того стоила». Тринадцатилетний подросток помогал матросам: чистил картошку, мыл посуду, нес вахту, выучился на сигнальщика. Флажками подавал сигналы, читал и передавал сообщения с других катеров, выучил азбуку Морзе.
    В эти страшные горестные годы подростки взрослели очень быстро, они понимали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа, стараясь ни в чем не уступать взрослым. Дети, которые еще недавно были беспечны, простодушны, оказались втянутыми по горло в войну и пылали недетской ненавистью к бесчеловечному врагу.
К лету 44-го года Степан стал классным сигнальщиком и, служа в Дунайской флотилии, участвовал в соревнованиях по специальности, никогда не занимая ниже третьего места. В мае 44-го года 7-й дивизион расформировали и сторожевой катер, на котором служил Степан, направили в освобожденный Севастополь для охраны рейда. Когда начались боевые действия на Дунае 017-й поступил в распоряжение Дунайской флотилии. Некоторые катера Черноморского флота оказались не маневренными и их заменили на тральщики, и опять Степану пришлось учиться выживать в новых военных условиях. В любой момент могла взорваться любая из мин. Дунай тех лет представлял собой, практически, сплошной заминированный участок. Боевое траление было одной из главных задач. Эта опасная работа продолжалась еще несколько лет после победного мая 1945 года. Через четыре года пришел приказ на расформирование подразделения, и Степан поспешил навстречу сестрам, а вслед за ним летела повестка на срочную службу, тогда ему исполнилось 18 лет, и он снова вернулся служить в Дунайскую флотилию. Когда пришел срок демобилизации, начальник бригады траления Н.И. Жолобов уговорил его остаться на сверхсрочную службу. Степан Филиппов был переведен в аварийно-спасательный отряд Одесской военно-морской базы. На борт катера установили по две водолазные станции и катер занимался обследованием бухт. В сентябре 1956 года Степан окончательно демобилизовался, но свою мирную жизнь он уже не мог представить без флота и Дуная.
    Свою трудовую деятельность Степан Петрович Филиппов начал в Советском Дунайском пароходстве. Заочно окончил школу, Одесское высшее инженерно-морское училище. Имея хорошие командные навыки, без проблем рос по служебной лестнице, пройдя путь от третьего штурмана до капитана мощного буксира-толкача. Знание техническиех данных судна, электрорадио-навигационных приборов, управление главными двигателями и механизмами, умение управлять коллективом, видеть в каждом члене экипажа личность – были девизом его трудовой деятельности. Трудовые будни из рейса в рейс, из года в год – это и первые шаги на т/х «Якутск» в должности третьего штурмана, переход на новые современные толкачи, приемка в 1981 году т/х «Федор Рябинин» и двухлетняя работа капитаном-наставником в службе безопасности мореплавания и новое возвращение на флот. На заслуженный отдых Степан Филиппов вышел в 1996 году.
    Ветеран награжден орденами: «Великой Отечественной войны II степени», «За мужество», медалями: «За Победу над Германией», «За взятие Будапешта», «Защитнику Отечества», знаком «Почетный работник Морского флота СССР».
    Мы гордимся вами, ветераны!!!

 

         Ст. научный сотрудник музея Придунавья                                                                         Мельянцева Т.А.    

         

 

img02

 

img01

 

img03

 

00000029

 

00000029 1

 

00000030 1