Архив записей

 DSC018525 июня, в условиях адаптивного карантина и с соблюдением всех санитарных норм и условий, в Измаильском историко-краеведческом музее Придунавья состоялось заседание историко-философского клуба «Дом Тульчианова» на открытом воздухе. Открыла заседание клуба его куратор – заместитель директора по научной работе Екатерина Петровна Алешина, она поприветствовала гостей и объявила темы обсуждения. Так как июньское заседание клуба любителей истории состоялось в

преддверии двух праздников – Дня Конституции Украины (28 июня) и Дня Военно-Морских Сил ВСУ (5 июля), то и темы были выбраны соответственно. С докладом «Истоки конституционных традиций Украины» перед собравшимися выступила научный сотрудник отдела истории и культуры музея Придунавья Марина Анатольевна Вдовиченко и с докладом «Из истории подводной лодки» – постоянный и активный член клуба «Дом Тульчианова», капитан I ранга в отставке Павел Леонтьевич Шпагин.
    Марина Анатольевна рассказала гостям, что Украина имеет давние конституционные традиции. Конституционным актам предшествовали такие правовые документы, как «Русская правда», Магдебургское право, Литовские статусы, Мартовские статьи 1654 года. Одними из первых конституционных актов были «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского», написанные гетманом Пилипом Орликом, – документ, принятый казацким советом 5 апреля 1710 года. Основу «Пактов и конституций» составляло соглашение между гетманом и казачеством, выступавшим от имени украинского народа, о взаимных правах и обязанностях. Впервые новоизбранный гетман заключал официальное соглашение со своими избирателями, четко определяя условия, при которых он получал власть. Кроме того, в документе обуславливался государственный порядок Украины. Именно поэтому его считают первой украинской Конституцией.
    Далее – конституционные идеи украинских демократов и членов Кирилло-Мефодиевского общества в ХIX веке. Автором первого украинского конституционного проекта, приближенного к европейским образцам, был Михаил Драгоманов. Его проект основ устава украинского общества «Свободный союз» предполагал превращение Российской империи в децентрализованное государство, построенное на федеративных началах с широким самоуправлением общин.
    Во время Украинской революции 1917-1920 гг. конституционная практика была связана с Центральной Радой, УНР и ЗУНР. Было разработано и подписано 4 Универсала. В годы советской власти в Украине были приняты четыре Конституции (1919, 1929, 1937, 1978 гг.), которые, хоть и формально, провозглашали Украину суверенным государством, оставались более идеологическими документами, чем юридическими.
    Центральным событием всего конституционного процесса в современной истории Украины стало принятие 28 июня 1996 года Верховной Радой Украины новой Конституции Украины. Она стала первой Конституцией независимой Украины, стала продолжением многовековых конституционно-правовых традиций украинского народа, закрепила правовые основы независимой Украины, ее суверенитет и территориальную целостность.
    Затем слово было передано Павлу Леоньевичу Шпагину, который как всегда увлеченно рассказал слушателям об истории подводной лодки. Создание подводной лодки является великим достижением человеческого разума и важным событием в истории создания и развития военной техники. Предназначение военной подводной лодки – действовать скрытно, невидимо, внезапно.

    В 1578 году англичанин Уильям Боурн впервые описал судно с воздухоподводящей трубкой, способное набирать и выпускать воду для изменения плавучести. Существовала ли такая лодка в действительности, неизвестно. Имеются сведения, что первую подводную лодку, обтянутую кожей, изготовил голландец К. ван Дреббель примерно в 1620 году, а король Яков I, якобы, совершил даже прогулку в ней по Темзе.
    Первым подводным судном, получившем практическое применение, стала «Черепаха», изобретенная в 1776 году в США французским изобретателем Д. Бушнеллом. В США изобретатель был назван «отцом подводной лодки». Экипаж подводной лодки состоял из одного человека. В 1800 году во Франции американец Фултон создал подводную лодку «Наутилус», напоминавшую по своей конструкции «Черепаху». Правда, вместо яйцеобразной формы с диаметром 2,5 м новая лодка имела сигарообразную обтекаемую форму при диаметре 2 м и длине 6,5 м, а команда состояла уже из 3-х человек. Появление в 1860 году судна «Подводник» Буржуа и Брюна ознаменовало новый этап в создании подводных кораблей. Ее размеры были значительно больше предыдущих кораблей, ширина составляла 6 м, длина – 42,5 м, высота – 3 м, а водоизмещение – 420 т. В период гражданской войны в США (1861 – 1865 гг.) южане применили подводные лодки «Давид», длина которых составляла 20 м, ширина – 3 м. Лодка имела руль погружения и паровой двигатель. В начале 1864 года такое судно протаранило корвет северян «Гузатаник», который стал первой жертвой подводной войны.
    В 1879 году русский изобретатель Джевецкий предложил свою модель подлодки, снабженную педальным двигателем, пневматическим и водяным насосами, а также перископом, чтобы вести наблюдение за поверхностью, когда лодка находится под водой. Лодка была снабжена миной с резиновыми присосками, которая при атаке крепилась к днищу вражеского корабля. В 1884 году изобретатель установил на лодке электродвигатель, работавший от аккумулятора. Лодка могла двигаться со скоростью 7 км/ч около 10 часов. Она стала первой серийной лодкой на вооружении России (всего их было 50). В 1884 году швед Норденфель установил на свою модель паровую машину и самодвижущуюся мину (торпеду).
    В конце XIX века Джон Холланд изобрел подлодку с бензиновым двигателем. Для движения под водой использовали электродвигатели, работавшие от аккумулятора. Впервые проект дизельной лодки разработал конструктор судостроительного завода в России Иван Бубнов в 1905 году.
    Длительное время эффективность подводных лодок была ограничена небольшой скоростью хода и небольшой длительностью нахождения под водой. Аккумуляторы быстро разряжались, чтобы их подзарядить от двигателей надводного хода, лодки должны были всплывать на поверхность. В годы Второй мировой войны стали пользоваться шноркелем для непрерывной работы дизельных двигателей под водой. Современным атомным подводным лодкам не требуется воздух для силовых установок, они совершают длительные переходы под водой без дозаправки горючим, несут на борту баллистические ракеты средней дальности, оснащенные ядерными боеголовками. На борту могут быть торпеды с акустической наводкой, а также крылатые ракеты.

 

 DSC0206

 

 DSC0198

Добавить комментарий