Архив записей

59Пасха, или праздник Светлого Христова Воскресенья – наиболее значительный из всех праздников в Православной Церкви: «Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников» (свят. Епифаний Кипрский).
Григорий Богослов в своём 45-м писании говорит: «Христос восстал из мёртвых, восстаньте с Ним и вы; Христос во Славе своей, восходите и вы; Христос из гроба, освобождайтесь своего греха. «Православные богословы, литургисты и проповедники используют эпитеты в превосходной степени, когда упоминают о

нем в своих работах».
   В Христианской церкви наименование «Пасха» (евр. «прохождение», «пощада») получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу, Мессия Христос пришёл в этот мир ради избавления всех людей от духовного «египетского рабства» и говорил своим ученикам о своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении. Древняя Церковь под Пасхой подразумевала соединение 2-х седмиц, которые получили название Страстная и Светлая, а сам день Воскресенья назван Пасхой. Исторический характер Пасхи – это особые молитвы и рассказы о ее событиях, а также – ритуальная трапеза. Она состояла из мяса агнеца, горьких трав и сладкого салата. Это символизировало горечь египетского рабства, сладость обретённой свободы, а пресный хлеб напоминал о спешных сборах, сопровождали пасхальную домашнюю трапезу 4 чашки вина.
   Вся неделя после Св. Пасхи называется Великой или Светлой и является как бы одним светлым праздником Пасхи Христовой. Богослужение на Светлой седмице совершаются при открытых вратах – знак того, что Господь своим Воскрешением открыл верующим двери рая. Церковный устав повелевает в эти дни (до самой Троицы) молиться стоя, коленопреклонение отменяется. В эти дни царские и боковые врата в алтаре не закрываются, и все верующие могут созерцать там, все происходящее во время службы. В Светлую неделю колокола освещают воздух своим радостным звоном. Колокольный звон – знак Божественной победы над древними врагами человечества – дьяволом и смертью.
   К числу особых пасхальных обрядов относится благословления артоса, красных яиц и других кушаний. Артос в переводе с греч. означает «Хлеб» – это высокий круглый хлеб, напоминающий большую просфору. Он освещается в каждом храме после ночной пасхальной Литургии. В субботу Светлой седмицы его разрезают на мелкие части и раздают верующим в память о 5-ти хлебах, которыми Господь насытил множество народа. История происхождения артоса восходит к апостолам, привыкшим вкушать трапезу вместе с Господом, и после его вознесения оставляли ему часть хлеба на столе – на случай неожиданного явления. Тот же смысл имеют домашние куличи, которые в Украине называют пасхами. Творожная традиционная пасха имеет форму четырёхгранной усеченной пирамиды и символизирует Гроб Господень, опустевший после воскресения Христа. Готовится такая пасха из творога, масла, яиц, цукатов и изюма.
   Обычай дарить яйца восходит ещё к дохристианскому времени. Их преподносили, желая при этом прибавления потомства, долголетия и умножения богатства. Согласно древнему церковному преданию дарить пасхальные яйца ведёт своё начало от св. Марии Магдалины, которая преподнесла императору Тиберию красное яйцо с приветствием «Христос Воскрес».
   Первоначально было принято красить яйца только в красный цвет. Наши бабушки красили яйца отваром из луковой шелухи, также в отваре сухих трав (крапива, ромашка). В наше время полёт фантазии не ограничивается, праздничное настроение создаёт блюдо с разноцветными яйцами.
   Чествование этого величайшего для христиан события продолжается в течение 40 дней – в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа и завершается торжественным богослужением накануне праздника Вознесения Господня. «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

 

            Ст. научный сотрудник музея Придунавья                                                                          Мельянцева Т.А.

 

 DSC1900

 

 DSC1993

 

 DSC1850

 

 DSC1970

 

 DSC1968

 

 DSC1980

 

 DSC1982

 

 

Добавить комментарий